Огонь, вода и медные трубы

"Независимая газета" / Григорий Заславский
02 октября 2006

Огонь, вода и медные трубы

«Дракон» Евгения Шварца в постановке Владимира Мирзоева

На Павловской улице, в стороне от столбовых театральных дорог, Владимир Мирзоев поставил пьесу Евгения Шварца «Дракон». Пространство, прежде именуемое Театром клоунады Терезы Дуровой, с прошлого сезона зовется Театриумом на Серпуховке, до декабря, пока ремонтируют его основную сцену, здесь играет свои спектакли МХТ имени Чехова, первым громким проектом нового театрального организма стала «Анна Каренина» в постановке Андрея Житинкина. Но как ни крути, а «Каренина» – это все-таки возобновление прежнего спектакля Житинкина на Малой Бронной, а вот «Дракон» – собственная продукция. В чистом виде. Правда, некоторые главные роли играют приглашенные звезды (в роли Бургомистра – Ефим Шифрин, Эльзу играет Екатерина Гусева, 3-ю голову Дракона – Марина Есипенко), но сегодня мало кто отказывает себе в удовольствии пригласить хорошего актера со стороны. Если можно – почему не позвать?!

Пьеса Евгения Шварца трудно квалифицируется с точки зрения жанра. Имеющиеся в ней репризы и просто смешные реплики все же никак не позволяют назвать эту историю комедией, отдельные трагические развороты не делают из «Дракона» трагедии, философическая драма с элементами гротеска и народной комедии – пожалуй, лучшее ей определение.

Полный боекомплект, имея в виду интересы постановщика Владимира Мирзоева. Опережая последующие описания и продолжая милитаристские образы, можно сказать: стрельбы прошли удачно. «Дракон» можно вписать в только-только складывающийся список удач сезона.

Известная своими «церетелиевскими» аппетитами художница Алла Коженкова и тут не изменила себе: от досок сцены и до самых колосников высится медная конструкция – огромный котел в разрезе, в котором живут, «варятся», свыкшись со вкусами Дракона, жители далекого старинного городка. Одна красивая девушка в год – не самая высокая цена за спокойную жизнь, с чем, в общем, трудно не согласиться. Появление Дракона сопровождается потоками жидких естественных отходов, которые льются в котел по трубам «средневековой» канализации. Чрезвычайно убедительно и ярко.

Дракон в спектакле Мирзоева, разделенный «натрое», также весьма убедителен: одна голова – бандита старого покроя (Сергей Лобанов), другая принадлежит юному отморозку из этнической преступной группы (Арман Хачатрян), третья – обаятельной бестии женского пола (Марина Есипенко). Иной – высокий – класс игры Есипенко, вахтанговки, чувствуется сразу, хотя никак не упрекнешь актрису в том, будто бы она тянет одеяло на себя. Тут – другое: драйв от общения с самоигральным словом Евгения Шварца, увлечение эффектной формой, выстроенной и обустроенной режиссером и художницей.

Мирзоев, так часто работающий с Максимом Сухановым, что актера уже привычно называют alter ego постановщика, в «Драконе» – в отсутствие Суханова – нашел адекватного проводника своей мысли и воли. Это – горожане, толпа средневековых обывателей, безликая, даже в финале, когда она расцвечена диковинными свадебными нарядами (фантазии Коженковой нет границ: Эльза идет под венец в платье из натурального теста, которое бургомистр буквально сгрызает с плеч, выплевывая потом и разбрасывая в разные стороны кляклые куски). Эта массовка – одна из главных удач нового спектакля Мирзоева. Живописная, местами – буквально повторяющая мизансцены знаменитых полотен (самая узнаваемая – брейгелевские «Слепые», хотя у Мирзоева, как обычно, – множественные «ссылки»). Группа горожан – танцующая, плетущаяся, скованная страхом или движимая им же – вызывала восхищение чрезвычайной слаженностью, почти цирковой тренированностью молодых актеров Терезы Дуровой (хореограф – Артур Ощенков). Их покорность, их вязкая масса была не менее метафорична, чем образы «сказки с аллюзиями» Евгения Шварца. Так выходит, что толпа в спектакле становится важнее самого рыцаря Ланцелота (Егор Пазенко). Ярче и содержательнее.

Еще Мирзоев вывел на сцену музыкантов группы «Second hand band». Их выход – своего рода вставной эпизод, маленький музыкальный антракт накануне развязки. Несколько затягивающийся, думается, на вкус зрителя, которому сюжет не менее важен, чем его оформление.