Принцесса Турандот ходит в троицкую аптеку
Девочка из простой советской семьи приехала из Сибири покорять Москву. И через несколько лет стала настоящей принцессой. А именно - принцессой Турандот в главном спектакле Вахтанговского театра. Принцесса переиграла кучу главных ролей в театре, после чего её лицо замелькало на обложках глянцевых журналов, и даже - вот он, пик успеха! - её стали приглашать в сериалы.
...Если опустить детали, судьба актрисы Марины Есипенко напоминает сказку про Золушку. Пожалуй, главное отличие в том, что в её биографии не было никакой доброй феи. Наша принцесса всего добивалась самостоятельно - талантом, трудом и пресловутым сибирским характером. Американцы, наверное, назвали бы её «self-made-woman» - женщиной, которая сделала себя сама.
А еще Марина - почти троичанка. Потому что в свободное от работы время живет на даче, которая находится в черте нашего города...
Изящная злодейка
- Не так давно в передаче, посвящённой провинциалам, которые чего-то добились в столице, мы увидели Меньшова с Алентовой, Гуськова с Вележевой... А Митяев почему-то был там один. Вы скромничаете или скрываете свои семейные отношения от окружающих?
- Не то и не другое. Меня просто не пригласили. Ведущая Катя Уфимцева, моя знакомая, потом, извиняясь, говорила: "Я даже предположить не могла, что ты не москвичка". Впрочем, сильно выпячивать свою личную жизнь я действительно считаю неправильным и нескромным.
- Но публика жаждет знать про жизнь звёзд «от» и «до».
- За "звезду", конечно, спасибо, но к таковым я себя не отношу.
- Ну как же: главные роли в ведущем столичном театре - Турандот, Клеопатра, Лиза в "Пиковой даме", Эмилия в «Отелло», заслуженная артистка России, наконец.
- Понятие "звезда" у нас больше подходит к актёрам кино, а я - актриса театра. Получается так: если человек много работает в кино, он мало работает в театре. И наоборот. У меня было несколько ролей в кино, но обычно я делала выбор в пользу сцены. Хотя... Может, ждала такого режиссера, как Квинихидзе?..
- ...И такой сериал, как «Усадьба»? Показалось, он снят в вахтанговской традиции - почти комедия дель арте. И бомжи во главе с Костолевским какие-то гротескно-условные, и бандиты такие же. Никакой системы Станиславского!..
- По сути, это комедия и есть. Но поскольку в начале убивают человека, то назвали трагикомедией. Леонид Квинихидзе пытался сделать изящных злодеев, которые впрямую кулаками не машут. Этого и так в каждом фильме чересчур.
- Изменилось ли что-нибудь в жизни «актрисы театра» после сериала, показанного по НТВ в лучшее время?
- Я вас разочарую, нет. Хотя - может, это не скромно - Квинихидзе меня хвалил. «Марин, - говорит, - я даже не знаю, с кем тебя сравнить по чувству юмора и самоиронии в кадре». Задумался. «Ты знаешь, пожалуй, с Раневской». – «Да, полноте Вам», - я даже покраснела. А он: «Я совершенно серьезно». Квинихидзе одним из последних снимал Фаину Георгиевну.
- Ваша злодейка Паулина Макаровна действительно получилась очень стильная. А как в театре отреагировали на «сериальный» дебют?
- Кое-кто из коллег мне говорил: «Шикарно работаешь!» Было приятно.
- Теперь готовы переквалифицироваться в киноактрисы? Поменялась позиция?
- Да это больше кокетство, чем позиция. В кино особо и не приглашали. И времени не было - каждодневные репетиции, из спектакля в спектакль.
- Но Маковецкий, ваш «муж» Яго в театре, успевает…
- Сергей успевает. Но сейчас у него один или два спектакля в месяц. Да и у меня столько же, так сложились обстоятельства. А пять лет назад было 15. А когда только пришла - 26.
- А как в театре относятся к коллегам, которые «подрабатывают» в кино и на телевидении? Нет такого: «Променяли высокое искусство на «длинный рубль»?
- Когда-то давно я снялась в рекламе, и ко мне подошёл Михаил Александрович Ульянов и пожурил. Но это было больше 10 лет назад. А сейчас такого вопроса даже не возникло бы.
Москва слезам не верит
- Поговорим о сибирских корнях?
- Родилась в Омске, мама всю жизнь проработала медсестрой, папа - водителем скорой помощи. Есть ещё старшая сестра, которая живёт в деревне под Омском. Это был её сознательный выбор уже после 35 лет. «Ростит» кур, доит коров. Кстати, её дочь, а моя племянница, Маша Есипенко - первокурсница театрального факультета в Москве.
- Почти династия. А у вас с чего началось?
- С переодеваний. Как сейчас дочка – она тоже переодевается по пять раз на дню. Такая артистка из неё прёт - мама с папой будут отдыхать, уже сейчас видно. Так вот, родители уходили на работу, а я наряжалась, надевала на голову мамины чулки, изображавшие косы: один направо свешивался, другой - налево. Концы завязывала на груди бантом, а на голову ещё водружала металлическую подставку от сахарницы. Предчувствовала, видно, что предстоит играть принцесс и королев. И вот лет в шесть такое чудо вышло на улицу, в тетиных сапогах-чулках на огромной платформе. Влезла на скамейку. Мальчишки все замерли, открыли рты, и я гордо пошла. Сделав два шага и запутавшись в мамином платье, рухнула. С пьедестала...
- Первое представление?..
- Скорее, первый выход на публику. Соседи, сколько себя помню, называли меня артисткой, а я мечтала быть парикмахером или кондуктором. Потом в школе читала стихи, занималась в знаменитом омском Театре поэзии Любови Ермолаевой. Когда на школьном смотре я читала: «С любимыми не расставайтесь», - учителя плакали.
- Ну и после 10 класса отправились «покорять Москву»?..
- Да. Хотя учиться мне не хотелось, хотелось работать. В итоге лёгкость, с которой я прошла все туры и собеседование в Щукинском училище, убедила меня в том, что я смогу, если понадобится, поступить через год. И я вернулась в Омск.
- Как-то нелогично...
- Это необъяснимо - юношеский максимализм. Словом, решила пока подзаработать денег, почувствовать себя взрослой. Я была уверена, что приеду через год и снова поступлю. Так и получилось, как ни странно. Это потом уже я узнала, что Наталья Гундарева 4 или 5 раз поступала, Калягин тоже... Тогда призадумалась и поняла, что так, как я, мог себя вести только о-очень «умный» человек.
- Ну и как первые дни в столице?
- Как у Жванецкого: «Граждане, рупь дам тому, кто остановится!». Мы с мамой приехали за неделю до начала занятий - поступившим полагалось отработать на уборке училища. Комнату в общаге не дали. Мы обошли десяток гостиниц - мест нет. Как раз был такой период, когда надо было положить какую-то денежку, но мы с мамой об этом и не догадывались. Пришлось ночевать на аэровокзале. Там постоянно ходили, будили, не давали толком поспать. А днём драишь стены в училище. На третий день трудотерапии у меня кровь из носа шла, когда захочет. Потом учёба, первые два курса - буквально на выживание.
- С кем из ныне известных учились?
- Саша Гордон… Он играл Треплева, а я - Аркадину. Володя Черняев, Никита Джигурда, Ира Чериченко, Ника Ганич, Влад Демченко, Игорь Карташов, Саша Кознов...
- Но когда пришли в театр, там-то мега-звёзды были. Не комплексовали?
- Меня сразу стал вводить в главную роль в спектакле «Кабанчик» Александр Филиппенко. У нас было 4 дня. Вот это была школа! Потом - срочный ввод в «Стакан воды», где Борисова, Яковлев, Максакова... Конечно, волнительно. Но я знала, что надо доказывать свою профпригодность. А вообще все наши звёзды ведут себя намного проще и интеллигентней, чем очень многие начинающие звездульки. Человек снялся в сериале и уже позволяет гримёрам и костюмерам сквозь зубы что-то там цедить.
- Говорят, Вахтанговсий театр как раз славится атмосферой.
- В плане доброжелательности у нас один из лучших театров. Сейчас у нас нет такого, чтобы друг другу иголки подкладывать в обувь или костюмы резать... Что вы смеётесь? Это было и есть, и будет. Один раз сама видела: молодой актрисе выходить на сцену, а у неё всё платье бритвой порезано.
«Она была актриса, а он простой полярник…»
- А как складывалось на личном фронте? Терзания из-за несчастной любви у вас когда-нибудь случались?
- А что значит – несчастной? Любовь – это прекрасно! Даже неразделенная. Скорее были какие-то трагедии у людей, которые любили меня и любят почему-то до сих пор. Меня неразделённая любовь пока обошла. Но могу сказать одно: побила меня жизнь хорошо. Какой там у нас стереотип? Приехала, поступила, вышла замуж, муж-дипломат, машина, квартира, поездки за границу, только главные роли... Это всё не про меня. Двенадцать лет по общагам и коммуналкам – всё, как у всех.
- Замуж вышли рано…
- Официально - нет. А так - почти сразу, на первом курсе.
- За однокурсника Никиту Джигурду...
- Да.
- Какие качества должны быть у мужчины, чтобы вы его могли полюбить?
- (Пауза.) Это должна быть личность. Ум, доброта, присутствие таланта - безусловно. Наверное, чувство юмора и самоирония.
- А внешне, судя по всему, вам нравятся большие, мощные мужики?
- Сильные и что-то из себя представляющие. Причём мужественная внешность совсем не говорит о внутренней мужественности.
- А как состоялось знакомство с Митяевым?
- А всё в песнях есть… Познакомились в Сочи на песенном фестивале. Надо сказать, в нашем омском театре поэзии был культ бардов. Уже работая в театре, я услышала и песни Митяева, они мне нравились. В общем, к встрече я была «подготовлена»…
- И прямо в Сочи грянул роман?
- Нет, дорога была длинной. Потом в Москве я пришла на его концерт, он пришёл на мой спектакль... Позже Олег говорил, что до нашей встречи он меня увидел по телевизору на вручении премии "Хрустальная Турандот" и подумал, что неплохо бы познакомиться с этой интересной актрисой.
- Трудно быть женой известного барда? Поклонницы, небось, донимают?
- Действительно, встречаются люди, которые искренне возмущаются: «Почему наш кумир должен принадлежать кому-то одному?!» Одно время мне даже было страшновато.
- А зачем же вы связываетесь со знаменитостями?..
- А я с ними не связываюсь. Если бы я полюбила слесаря, я вышла бы за него замуж с лёгкостью.
- Вы ревнивый человек?
- Да. С удовольствием от этого качества избавилась бы.
- А почему решили переехать в Подмосковье?
- Прежде всего, из-за ребёнка, в Москве ведь дышать нечем. Надо, чтобы ребёнок вырос, по крайней мере, на природе. А в этот посёлок нас Нина Филимоновна Тихонова-Визбор затянула, она давно Олега уговаривала.
- Ну и как вам тут?
- Прекрасно. Уже ни за какие коврижки не заманишь в Москву. Что бы ни произошло на работе, когда открываются ворота дачного посёлка и въезжаешь в эту еловую аллею, такое ощущение, что в тебе открываются шлюзы и из тебя выходят все обиды и горести. А утром просыпаешься, в окнах - ёлки, белый снег. Белки носятся по деревьям. Белки у нас просто обнаглели. Сначала они боялись, потом стали брать с рук, а теперь уже, когда идёшь к машине, она забегает вперёд, встаёт перед тобой и чуть ли не по штанам бьёт: давай, мол, орехи. Не скажу, что я сельская жительница, но я кайф свой ловлю. К тому же у нас так часто бывают гости, особенно летом, что не хочется даже куда-то выезжать тусоваться.
- А в Троицке бываете?
- Иногда заезжаю в аптеку.
- Какая у вас машина?
- Хорошая, иномарка.
- Это соответствует доходам актёра?
- Актёра театра им. Вахтангова совершенно не соответствует. На свою зарплату я могу один раз сходить в магазин, и то не позволила бы себе какие-то деликатесы.
- Что должно быть в доме, чтобы он был для вас уютным?
- Это не зависит от проекта. В доме прежде всего должна быть атмосфера.
- А камин?
- Камина нет.
- Странно. Символ очага и всё такое...
- Да нам некогда его разводить. Символ очага - это гармония. Когда утром хочется вставать, улыбаться друг другу, садиться за стол всем вместе.
- Кто у вас готовит?
- Я или моя мама. Как получается.
- А Олег? Ему ведь предлагали даже вести кулинарную передачу вместо Макаревича.
- Он не такой великий кулинар, как Андрей.
- Но передачу смог бы вести?
- Да запросто. Достаточно посмотреть, как он ведёт свои концерты. Олега уговаривали туда пойти, но, слава Богу, по каким-то причинам этого не случилось. Я его и так мало вижу. Вот, вспомнила: у нас есть традиция - на Новый год Олег обязательно делает пельмени. К нам приезжают гости, и мы все вместе в течение месяца эти пельмени поедаем. Пельмени он делает классно.
- По соседству с вами живёт много знаменитостей. С кем общаетесь, к кому ходите в гости?
- В гости в основном ходим летом, сейчас снегом всё занесло, проблематично дойти. С Викторией Токаревой общаемся, с Эльдаром Рязановым, с Ниной Филимоновной, с Тодоровскими. А летом у нас большой стол стоит во дворе, приезжают друзья, ну и - шашлыки, вино.
- И после какой-то очередной рюмки Олег поёт: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», - как это принято у самодеятельных бардов?
- Обязательно!!! Причём по утрам (встаёт, берёт гитару и сразу поёт), за обедом и обязательно перед сном!!!
- А если кто-то из друзей запоёт эту песню, он может убить?
- Слава Богу, у нас все друзья - люди умные и тактичные.
- Мы с вами познакомились в гостях у Нины Филимоновны Тихоновой-Визбор, В тот раз вы с Олегом сыпали анекдотами буквально наперегонки. Сразу видно, оба - отличные рассказчики. А дома наедине случаются такие «соревнования»?
- Вы думаете у нас сумасшедший дом? Представьте, я сейчас сидела бы и рассказывала вам анекдоты...
- А мы как раз хотели попросить...
- Ну если настаиваете... Сегодня ничего не слышала, вчера был неприличный... Вот, женский анекдот. Не в обиду блондинкам, но я долго смеялась. "Стоят две блондинки и разговаривают о квантовой физике. И вдруг одна другой говорит: "Ой, идут мужики! Давай поговорим о шмотках".
- А из разряда всамделишних актёрских баек?
- С Михаилом Александровичем Ульяновым играем "Мартовские иды". Он - Цезарь, я - Клеопатра. Сцена их последней встречи: она приезжает к нему вся такая в костюмах от Славы Зайцева, сверкая и сияя. Михаил Александрович должен произнести такой текст: «Сколько раз я держал у себя на коленях этого свернувшегося в клубочек котёночка, барабанил пальцами по ее маленьким коричневым ступням и слышал, как голосок возле плеча мне шептал...» Ну и дальше вступаю я. А Ульянов тогда был депутатом, ходил на заседания и безумно уставал. В общем, Михаил Александрович говорит: «Сколько раз я держал этого скотёночка, который мне шептал...» Сократил, так сказать, и переформулировал... Как я после этого смогла выговорить текст, не знаю. Или вот ещё. В том же спектакле, но в другой раз. Есть такая сцена: Цезарь (Ульянов) выкрикивает: «А теперь на бал, который даёт всему Риму великая царица Египта Клеопатра!» - и убегает со слугами. А после него выходит Юлия Константиновна Борисова, которая произносит очень красивый монолог актрисы Кефариды. И вдруг Михаил Александрович говорит: «А теперь на бал царицы Египта Клеопатры, которая даёт всему Риму!» И убежал. А Борисова осталась... Потом она, смеясь, отчитывала его за кулисами: «Миша, что ты наделал! Я же не могла ни слова сказать!» А меня с тех пор все подкалывали: мало того, что скотёночек, так ещё и живёт со всем Римом...