Тень пантеры

Журнал "Красота" / Александр Смольяков

Тень пантеры

Из несыгранного

Прихотлива и непредсказуема актерская судьба. Девочка из города Омска, игравшая в театральной студии Питера Пэна, приехала в Москву, с первого раза поступила в Щукинское училище на курс Евгения Симонова и стала ведущей актрисой Вахтанговского театра. Что это – везение? Или ведение, внутреннее чувство, что всё случится так, как должно быть? Актриса Марина Есипенко далека от мистических настроений: «Я делаю свою работу, люблю её. А если человек любит то, что он делает, то вполне логично, что у него что-то складывается».

Безусловно, логика в этом есть. Но сколь часто можно видеть несложившиеся актерские судьбы очень талантливых людей. Судьба ревнива как кошка, но даже кошка уступит дорогу пантере.

Тень пантеры

Разговариваю с Мариной Есипенко, отмечаю особую точность и изящество жестов, раскрепощенность движений – это настоящая актриса вахтанговской школы, где пластические дисциплины традиционно находятся на высоте. Театроведческое воображение услужливо подсказывает несыгранные роли для Марины Есипенко: пантера Багира в «Маугли», Розалинда в «Как вам это понравится», Маргарита Готье в «Даме в камелиями» и почему-то баба-яга. Хотя понятно, почему: внимание к внешней форме, умение находить в каждом образе черты характерности – всё это необходимые актеру качества для работы в сказке. В конце 1980-х, когда Марина Есипенко закончила Щукинское училище, фильмы-сказки почти перестали снимать, а то играть бы ей Елен Прекрасных да Василис Премудрых. Броская, дерзкая красота, выразительный взгляд, великолепный диапазон голоса – такая актриса может играть всё.

Судьба недавней выпускницы складывалась удачно, что редко бывает в Вахтанговском театре, где молодые артисты порою играют в массовке годами. Марина Есипенко дебютировала в пьесе В.Розова «Кабанчик» (режиссер Адольф Шапиро), затем была мисс Абигайль Черчилль в «Стакане воды» Э. Скриба – искрометной комедии Александра Белинского с участием признанных мэтров Вахтанговской сцены – Юлии Борисовой (королева Анна), Людмилы Максаковой (герцогиня Мальборо) и Юрия Яковлева (виконт Болингброк).

Тень пантеры

Судьба

- А меня не сразу взяли в Театр Вахтангова. Была достаточно непростая ситуация. У нас был замечательный дипломный спектакль «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло, который ставила Марина Александровна Пантелеева. Я там играла Падчерицу и очень громко кричала. Потом костюмерша спрашивает меня: «Это вы - Есипенко? Ну и голос у вас!» Со мной поговорили и… не взяли. Может быть, дело в том, что я училась на курсе Евгения Рубеновича Симонова, а его как раз в тот момент сняли с поста главного режиссера Вахтанговского театра. Потом Андрей Викторович Мекке все же пригласил меня репетировать «Китайскую стену» Фриша – спектакль закрыли. Но я почему-то ни минуты не сомневалась, что буду работать в Театре Вахтангова. Так оно и случилось.

- Кто из режиссеров больше всего на Вас повлиял как на актрису?

- Конечно же, Пётр Наумович Фоменко. Для меня это режиссер номер один. Он очень многому меня научил – играть подтекст, передавать нюансы, чувствовать музыку роли… Когда мне было лет семь, меня бабушка учила вязать. Для ребенка это было очень сложно, у меня не получалось, я даже плакала, но когда я связала пять сантиметров – своих – это было невероятное счастье. Вот такое же ощущение счастья, идущее от веры в собственные силы, дарит Петр Наумович. Магия его личности необъяснима. Очень долгое время, играя «Без вины виноватые», мы, занятые в прологе, не расходились, стоя смотрели спектакль до конца. Нам нужно было быть вместе, говорить друг с другом, общаться. Фоменко создает вокруг себя не только профессиональную, но и человеческую атмосферу – уникальную!

- Однако репетиции спектакля «Государь ты наш батюшка…» шли не всегда гладко…

- Разумеется, были и проблемы, хотя у меня с Петром Наумовичем конфликтов не было никогда. Даже наоборот, меня к нему посылали: «Мариночка, ну ты же его не боишься… Ну, подойди, скажи ему…» Мне кажется, что я нашла с ним общий язык. Я его не боюсь, а просто люблю.

- Марина, Вы сыграли две знаковые роли из репертуара Юлии Борисовой - Турандот и Клеопатру. Она как-то высказала Вам свои впечатления об этих работах?

- Никогда. Она человек очень тонкий, деликатный, никогда не позволяющий навязывать своё мнение. А я – по глупости ли из стеснения – не хотела её обременять такими вопросами: «А вот как Вам?..» Хотя она меня однажды спросила: «Мариночка, а что же Вы не подошли и не поговорили со мной?» - «Да я… не смела».

Тень пантеры

Роли

Марине Есипенко, всё-таки, везёт. На роли: Турандот в версии 1991 года, поставленной Гарием Черняховским, Мария Гамильтон, фаворитка Петра Великого в спектакле Петра Фоменко «Государь ты наш батюшка…», Клеопатра в инсценировке романа Т. Уайльдера «Мартовские иды» (режиссер Аркадий Кац), Шелавина в знаменитых «Без вины виноватых» Петра Фоменко. На партнеров: Михаил Ульянов в тех же «Мартовских идах», Василий Лановой в «Льве зимой» Д. Голдмена, Людмила Максакова в пушкинской «Пиковой даме». Ей везёт и на режиссеров…

Совсем недавняя работа – нерадивая дочь Регана в фантастическом «Лире», виртуозно придуманном Владимиром Мирзоевым. Лейтмотивом роли она делает почти агрессивную женственность. Свободное платье цвета некрашеного льна подчеркивает ломкую капризность походки, улыбка обнажает белые зубы, и что-то звериное, опасное и притягательное появляется в этой Регане. Это не первая женщина, облеченная властью, в репертуаре Марины Есипенко. Многим актрисам только мечтать приходится о венценосной роли, а тут как на подбор: царица, принцесса, герцогиня. Кроме Турандот, Есипенко играла французскую принцессу Элис в исторической пьесе Джеймса Голдмена «Лев зимой». Девочка-тинейджер в коротком платьице, туфлях на платформе, с длиннющим конским хвостом, она вдруг вступала в равный поединок с королевой Элинор, когда речь заходила о её сыне. И ещё большой вопрос, кому бы досталась победа…

У Марины Есипенко потрясающее чувство театрального стиля. Поэтому она с легкостью подхватывает великосветскую интонацию «Пиковой дамы» и её иронией и озорством, передает томление «Дамы без камелий» Романа Виктюка, вполне органично существует в игровых структурах Владимира Мирзоева. Когда на сцене Марина Есипенко, ответ на вопрос «Что такое вахтанговское?» приходит сам собой. А легко ли это сформулировать? Так же, как поймать тень пантеры, прыгающей с одного берега реки на другой.